Skip to content
Increase font size Decrease font size Default font size blue color orange color green color

Разработка сайтов интернет реклама заказать создание бизнес веб сайт контекстная реклама google yandex

«Клиенты ждут продвинутых решений, а власти — красивого облика города»

«Клиенты ждут продвинутых решений, а власти — красивого облика города» Интервью с гендиректором Gallery Кириллом Коробейниковым. Два года назад второй по величине российский оператор наружной рекламы Gallery взял курс на агрессивное экстенсивное развитие. На деньги ЕБРР, Morgan Stanley и Citigroup оператор покупал все, что рассматривалось его финансовыми аналитиками как привлекательное. Под руководством теперь уже бывшего генерального директора Салима Тарани компания в разы увеличила свои акти вы как в России, так и на Украине, отодвинув на задний план интенсивный рост. Но путь экстенсивного развития не может уходить в бесконечность, на смену г-на Тарани и эпохе поглощений пришел бывший глава медиасервисного холдинга GroupM КИРИЛЛ КОРОБЕЙНИКОВ. О том, каких коррекций ждет линия стратегического развития компании, проходит ли она через первые позиции в сегменте и о месте outdoor в медиасреде генеральный директор Gallery рассказал корреспонденту АЛЕНЕ СОКОЛОВОЙ.— На рынке у вас репутация антикризисного менеджера. На решение каких проблем рассчитывало руководство Gallery, пригласив вас?— Я не считаю себя антикризисным менеджером. Ни в одной структуре, в которую я приходил, не было очевидного кризиса или проблем. Что касается задач, то они неоригинальны — развитие бизнеса компании. Активы, которые приобретены в течение двух лет, и сложившаяся структура нуждаются в дальнейшем управлении и более структурированном подходе. Это нормальный этап развития.— Верно ли, что основные планы связаны с выведением компании на первое место в России через привлечение профильного инвестора?— Это не архиважная задача, но почему бы и нет? Со временем Gallery станет еще более интересной, будет привлекать внимание потенциальных инвесторов. Это дело пока не этого года, но следующего. Когда любой локальный бизнес вырастает до третьего-четвертого места на рынке, он сталкивается с проблемой — необходим или инвестор, или франчайзинговый партнер, или участник совместного предприятия. Компании, подобные Gallery, строятся для того, чтобы однажды стать объединенными или частично проданными, или реализованными с помощью какого-то альянса. В мире существует несколько крупнейших игроков рынка наружной рекламы — в определенный момент они могут быть заинтересованы в потенциально продуктивном диалоге.— Насколько вероятен приход в Россию игроков мирового рынка наружной рекламы, которые сейчас здесь не представлены или представлены слабо? Интерес к российскому рынку проявляют как минимум два оператора: немецкая Stroer и американская Clear Channel. Кто-нибудь из них уже подкрепил интерес реальными действиями в отношении Gallery?— Сказать, что мы находимся в фазе активных переговоров, было бы преувеличением. Но любое предприятие всегда поддерживает контакты с потенциальными партнерами в формате телефонного общения. На сегодня почти все ведущие мировые игроки уже пришли в Россию: полтора года присутствует JDecaux в составе совместного предприятия с BigBoard, есть предприятия Clear Channel в Петербурге, в Москве, в других городах. Они будут наращивать мощности. Как — это другой вопрос. Я думаю, что это будет зависеть от их стратегий и в большей степени от возможностей.— В этом году Gallery впервые вошла в список пятнадцати крупнейших операторов мирового рынка наружной рекламы, сформированный компанией JCDecaux на основе доходов в 2007 году. Пока вы замыкаете этот топ — оборот компании составил 152 млн долл. Ваш главный соперник NOR — на седьмом месте. Его оценочный доход — 420 млн. Какие доходы вы прогнозируете в 2008 году?— Мы планируем рост, который точно будет превышать рост рынка, — 20—25%. За первое полугодие выручка Gallery увеличилась на 62% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 99 млн долл. Меня не очень беспокоит, где в списке Gallery — номер десятый или восьмой. Нет самоцели, чтобы занять, допустим, пятое место через три года.— То есть для вас быть первым и обогнать NOR не суть важно?— Это было бы приятно, но не задача номер один.— Что же тогда?— Стратегия компании — наращивать долю на рынке за счет горизонтально-вертикального развития. Вертикально мы уже достаточно хорошо развиты, линейка продуктов самая широкая на рынке — 34 официально. Будет больше. В настоящий момент приоритетом является доработка операционной структуры после череды приобретений. Сегодня нам интереснее работать с существующими активами и повышать эффективность их использования. Мы планируем провести их анализ, оценить привлекательность. Gallery планирует прирастать не только количественно, но и качественно.— Со стороны ваш уход из GroupM выглядел не совсем логично — работа в отрасли, испытывающей сегодня сильнейший административный прессинг, отличается от клиентского бизнеса, из которого вы пришли…— Для меня это был логичный этап построения карьеры. Две предыдущие позиции — вице-президент и генеральный директор — топовые в рекламной индустрии. Дальше расти проблематично. В таких случаях можно либо поменять направление деятельности и перейти на сторону подрядчика или клиента, либо стать консультантом. Последние два варианта предполагают меньшую активность и подходят больше тем, кому за 45. Для меня показалось более интересным предложение Gallery. Тем более что компания входит в топ-10 по размерам бизнеса на российском медийном пространстве.— Направление деятельности действительно изменилось или операционный менеджмент имеет общие принципы, зная которые, можно легко адаптироваться в любом бизнесе?— Есть три принципиальных отличия. Первое — с точки зрения операционной организации бизнес Gallery больше. В GroupM у меня в подчинении находилось около тысячи человек, здесь порядка 1700—1800 сотрудников. Есть дополнительная нагрузка, связанная с собственными активами, технической базой. Второе — большая, нежели в рекламном агентстве, зависимость от подрядчиков. И третье — точки роста и развития компании. В рекламном бизнесе качественные изменения происходят за счет естественного роста ввиду отсутствия активов как таковых, ведь активы здесь — это люди и офисы. Поэтому большие финансовые вливания или заимствования не нужны. В наружной рекламе все иначе. Если компания растет, то за счет M&A-активности, а это связано с заимствованием средств и управлением финансовыми ресурсами.— Заимствование происходит, кстати, не только финансовое. Gallery один за одним уводит у своего главного конкурента — NOR — ключевых специалистов. И хотя сейчас уже никого не удивляет, что в рамках индустрии кадры мигрируют, это нормально для рынков со слабой образовательной платформой, пребывающих в стадии становления, ваша компания отличается особым «аппетитом» в части топ-менеджмента. Насколько этично делать и принимать предложения прямых конкурентов, ведь речь даже не о специалистах среднего звена, а о людях, которые максимально погружены в тонкости бизнеса покинутой компании?— У Gallery объем продаж в 2005 году был 25 млн долл. А в 2007-м — 150 млн. Когда компания растет в шесть раз за два года, невозможно успеть воспитать свои кадры. Где брать профессионалов? У лидера рынка, конечно. Воспитывать своих можно тогда, когда развиваешься как NOR — из года в год на 20—25%.— Кроме темпов роста что еще отличает вас от главного соперника?— Они первые, а мы вторые. И хотя наша роль в некотором роде догоняющая, есть в ней и свои плюсы — мы учимся на ошибках «старшего брата». Есть разница и в приоритетах развития — Gallery не ориентирована на интернационализацию бизнеса: Индия, Китай, Вьетнам — это не наша тема. Мы сфокусированы на работе в России, в Москве.— А что стало с планами вашего предшественника Салима Тарани в ближайшие два-три года выйти на глобальный рынок out-of-home?— Они скорректированы в пользу регионов и СНГ.— Рынки каких стран бывшего содружества вы считаете наиболее инвестиционно привлекательными?— Собираемся больше и крепче присутствовать на Украине, пока мы там еще и года не работаем. Перспективны также практически все страны Средней Азии и Кавказа. Рынки Казахстана, Азербайджана более емкие, Таджикистан имеет потенциал большого роста, поскольку outdoor-сектор там пока очень скромный. Но масштабы бизнеса там пока не впечатляют, с точки зрения вклада в рост перечисленные страны скорее всего принципиально для нас ничего не изменят. По сути, единственная бывшая республика, которая может для российских компаний что-то значить, — это Украина. Остальные интересны в перспективе, там можно что-то проинвестировать и развивать без резких движений. И дальше, через три-пять лет, вложения дадут ощутимую отдачу, но пока это скорее заделы на будущее.— Доля Москвы в общем объеме отрасли наружной рекламы вполне осязаемо снижается на фоне роста доли региональных сегментов. Планируете ли вы сыграть на этом тренде и расширить свое региональное присутствие? Ведь, несмотря на более широкую продуктовую линейку, число городов, где Gallery имеет собственные офисы, пока отстает от NOR…— Действительно, столица достигла насыщения. Это зрелый, уверенный рынок, где продолжать расти с такими же темпами достаточно тяжело. Мы, безусловно, планируем увеличить количество городов регионального присутствия. Но масштаб экспансии будет зависеть от существующих возможностей.— Какие регионы планируете усиливать в ближайшей перспективе?— Урал, Поволжье, Сибирь. Укрепим позиции в ключевых городах, где массу можно нарастить достаточно быстро. Также не следует упускать возможность присутствовать в относительно небольших развивающихся городах.— Есть ли планы по покупкам в двух столицах?— Кандидатов пока нет, и до конца года ожидать о нас покупок не стоит. Но планы есть — империя или растет, или она умирает. Стоять посередине — это всегда ошибка.— Когда ожидать вывода Gallery на биржу? Насколько «ненадолго» отложено запланированное ранее на эту осень IPO?— Ситуация на мировом и российском финансовых рынках достаточно тяжелая. Мультипликаторы падают. Сейчас не очень подходящее время для выхода на IPO. Многие компании, уже заявившие о выходе, отложили эту процедуру. Мы подождем еще годик, будем заниматься операционной деятельностью и повышать стоимость компании перед выходом на биржу.— В развитых странах три-четыре ведущих outdoor-игрока владеют 80% рынка, остальные делят 20%. В России 21% принадлежит News Outdoor Russia, 11% — Gallery, остальную часть делят множество мелких игроков, причем у самых крупных из них от силы 1—2%. Это уникальная ситуация, и понятно, что консолидация в будущем была неизбежна. При каком раскладе закончится период M&A-активности на российском рынке наружной рекламы?— Консолидация рынка произойдет в течение трех-семи лет. Наверное, лет через пять российский рынок будет консолидирован так же, как и рынок любой развитой страны. Сбоя логики не произойдет: три-четыре игрока будут представлять 75—80% рынка.— CEO крупнейшего в Европе оператора JCDecaux Жан-Франсуа Деко сказал как-то, что его компания не рассматривает Gallery как конкурента. Это ненадолго, сказал он о вашей компании, они финансисты, и то, что они делают, не работа в наружке, а наращивание активов. Каково ваше отношение к этим словам?— Это было давно сказано. Думаю, позиция г-на Деко могла измениться.— Для этого есть предпосылки?— За два года Gallery очень изменилась. И размеры, и структура, и продукт, и комплекс услуг — все поменялось.— Доминирующей тенденцией развития российской индустрии наружной рекламы становится переход от экстенсивного к интенсивному пути развития, что выражается в повышении эффективности использования рекламных носителей и повышении их технологичности. А какие еще тренды в наружной рекламе вы можете назвать?— Outdoor в целом переживает революционный этап — лет через пять он будет выглядеть по-другому. А первые ростки появляются уже сегодня — что-то более успешное, что-то менее. Основной тренд рынка наружной рекламы — статика меняется на динамику. К этому готова и индустрия, и клиенты. Появляются продукты на стыке наружной рекламы и интерактива, мобильных технологий. Это достаточно большая ниша, которая может представлять достаточно большой процент от общего рынка наружной рекламы буквально года через три-четыре. А в больших городах большие форматы исчезают или их совсем нет — там будет уличная мебель. Это не ново, подобные изменения произошли в Европе и идут в развивающихся странах.— Как с точки зрения объемов будет расти outdoor-индустрия и за счет чего?— Я думаю, что темпы будут сопоставимо уменьшаться — рынок будет показывать где-то 10%, инфляция составит 10—15%. Она будет где-то посередине между ростом спроса и ростом инвентаря. Уходят из центра большие форматы из Москвы — и тут же столица наполняется уличной мебелью. Количество щитов при этом умудряется немного расти — за счет компенсаций. Плюс outdoor распространяется вокруг крупных городов.— Каковы будут основные «точки роста» сегмента?— Это прежде всего естественные факторы — текущие клиенты наращивают бюджеты, продают больше, растет экономика, потребление. Плюс увеличатся расходы тех, кто пока наружную рекламу недооценивает, — страховщиков, инвестиционных компаний, банков.— Наружная реклама по охвату сравнима с ТВ, но никогда не используется самостоятельно, только в миксе. Почему? Ведь, по опросам, информация из outdoor воспринимается как более надежная, ведь щит на земле, а не в эфире...— Outdoor не может сопоставляться с ТВ. Телевизионный охват в стране — это почти 90—95%. Если взять 20—30 городов и там построить медийную компанию, равную по аудитории ТВ, то тогда outdoor становится серьезным конкурентом. В крупных городах телевидение и outdoor могут конкурировать, но в национальном масштабе — нет. У телевидения все равно пока есть основное преимущество — это возможность воздействовать на аудиторию не только визуально, но и аудиально. Все же outdoor — это выбор номер два после ТВ.— Бизнес наружной рекламы очень сильно завязан на власть. Недопонимание в работе с ее институтами способно привести к существенному замедлению роста компании. Как вы охарактеризуете административную составляющую вашего бизнеса — как противостояние или сотрудничество?— Сейчас у нас конструктивное рабочее общение со столичными властями. Нельзя сказать, что все проходит очень гладко. Я оцениваю наши отношения как нейтрально-позитивные.— Как вы относитесь к системе аукционов на аренду конструкций?— Это правильная инициатива. Другой вопрос, на какой период заключать контракты. Пятилетний контракт — это мало. Продукт становится более технологичным и более дорогим. На коротком контракте можно запустить пилотный проект, который недорого стоит. Серьезный контракт — это минимум десять лет: поставить уличную мебель, ее отформатировать, довести до хорошего уровня, вернуть инвестиции и начать зарабатывать деньги. Если срок не увеличивать, технологичных проектов будет мало. Компании не хотят рисковать, клиенты ждут продвинутых решений, а власти — красивого облика города. Нужно учиться уступать.— У вас, кстати, еще и репутация одного из лучших переговорщиков на рынке. Что вы считаете лучшим итогом переговоров?— Когда каждая из сторон убеждена, что сделка хорошая. Если же кто-то думает иначе — это путь в никуда, рано или поздно альянс развалится.Компания Gallery основана в 1994 году. На сегодняшний момент является вторым по величине оператором рынка наружной рекламы в России и владеет сетью из около 45 тыс. собственных рекламных поверхностей различных форматов более чем в 30 городах России, в том числе около 28 тыс. — в Москве. Gallery генерирует выручку от продаж рекламных возможностей на собственных носителях, а также от посреднических продаж по субконтрактам. В третьем квартале 2007 года Gallery вышла на украинский рынок наружной рекламы и стала вторым по величине оператором с 6 тыс. поверхностей, купив компании «Октагон», ВВВ, «Экосвит групп» и «Строительные технологии». За первое полугодие 2008 года выручка Gallery увеличилась на 62% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 99 млн долл. Скорректированный показатель EBITDA в первом полугодии 2008 года составил 27,2 млн долл., что на 67% больше результатов аналогичного периода в прошлом году. Акционеры Gallery — фонд III, управляемый Baring Vostok Capital Partners, Европейский банк реконструкции и развития и фонд Morgan Stanley Principle Investments — в сумме владеют 74,5%, основатели и менеджмент компании — 25,5%.СправкаКирилл Коробейников родился в 1969 году в поселке Ярега Коми АССР. Окончил общеэкономический факультет РЭА им. Плеханова. В рекламе начал работать с 1992 года в качестве специалиста в отделе продвижения товаров агентства BBDO Moscow. С 1993 по 1996 год — медиадиректор агентства Ogilvy & Mather. С 1996 по 2000 год — медиадиректор, генеральный директор агентства Initiative Media. С 2000 года — вице-президент, генеральный директор коммуникационной группы АДВ. С 2004 года — заместитель генерального директора группы компаний «Видео Интернешнл». С 2005 года — генеральный директор компании GroupM (управляющая компания, координирующая деятельность медиаагентств WPP).