Skip to content
Increase font size Decrease font size Default font size blue color orange color green color

Разработка сайтов интернет реклама заказать создание бизнес веб сайт контекстная реклама google yandex

Как российское телевидение учит иностранцев Родину любить

Как российское телевидение учит иностранцев Родину любитьОбещая поддерживать российский бизнес при покупке зарубежных активов, Дмитрий Медведев, очевидно, не имел в виду ничего конкретного. Сотрудники администрации президента сказали , что никакой программы содействия такой экспансии нет. Да и не очень-то она нужна — бизнесу пригодился бы разве что PR, улучшение имиджа России за границей. В этом деле самый дорогостоящий государственный инструмент — телевещание на иностранных языках. Вот только э ффективность этого предприятия — загадка. С плоских экранов на стене под часами непрерывным потоком льются новости — CNN, BBC World, Al Jazeera. Маргарита Симоньян то и дело отвлекается на них: главному редактору англоязычного Russia Today (RT) и арабоязычного «Русия аль-Яум» нужно знать, что показывают конкуренты. «Мы привлекаем не только тех, кто интересуется Россией, но и тех, кому вообще не хватает информации на доступных им мейнстримовских каналах, — объясняет Симоньян. — Мы специально ищем и находим истории, которые считаем классными, но которые пропустили все остальные».Например, в начале американских праймериз победа Хиллари Клинтон в штате Нью-Гемпшир оказалась большим сюрпризом для сторонников ее соперника Барака Обамы. Опросы предсказывали ему победу с отрывом в 10-12 процентных пунктов, а победила Клинтон, обогнав сенатора-демократа от Иллинойса на 2 п. п. Свежий взгляд российского телеканала? Подтасовки. Это не собственная версия Russia Today, она нашлась в Интернете, в дискуссиях посетителей сайта BlackBoxVoting. Авторы блога требовали ручного пересчета бюллетеней. Основные американские СМИ этим не заинтересовались. Зато RT щедро цитировала блоги, сопровождая их комментариями экспертов, и вызвала ответную волну в американском веб-сообществе. Посвященные этой теме видеоролики, которые канал выложил в YouTube, посмотрело более 30 000 посетителей.МЕДВЕЖИЙ ИМИДЖРазоблачительные материалы об «их нравах» — это только инструмент привлечения аудитории. Главная задача — рассказать о России не так, как о ней принято думать за границей. «Я давно перестал стесняться слова “пропаганда”, — говорил в 2001 г. министр по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации Михаил Лесин. — Мы должны пропагандировать Россию на международном рынке. А то выглядим в их глазах как медведи: ходим и рычим». Маргарита Симоньян, впрочем, от слова «пропаганда» уже устала: «Попробуйте сами посмотреть и составить непредвзятое мнение».Вот Александр Гурнов (Al Gurnov), ведущий ежедневной аналитической программы Spotlight, освещает выборы президента России. В студию приглашен Андрей Богданов, кандидат номер четыре на пост главы государства и глава Великой масонской ложи России. Тема — «Зачем масону баллотироваться в президенты?». Al: «Какая у масонов программа для России?» Магистр: «Обычно масоны не высказываются по вопросам политики и религии». Какая уж тут пропаганда — спокойный, серьезный разговор, анализ, можно сказать.Тем не менее значение каналу придавалось политическое. АНО «ТВ-Новости», учрежденное «РИА Новости», зарегистрировали в апреле 2005 г., а уже в июне объявили о создании канала и назначении Симоньян главным редактором. Планировалось, что RT получит из бюджета $30 млн, однако в статью о господдержке СМИ эти деньги заложены не были. Пришлось, вспоминает председатель думского комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Валерий Комиссаров, срочно принимать специальную поправку.Законопроект прошел через Думу быстро, но успеть с пафосным стартом вещания к 11 сентября, открытию в Нью-Йорке юбилейной, 60-й Генеральной Ассамблеи ООН, не удалось. Не помогли даже ресурсы ВТБ, брошенные на кассовый разрыв. Как вспоминает вице-президент банка Василий Титов, кредит предоставили «под строку бюджета на запуск проекта и закупку оборудования». «Не было никаких политических мотивов и просьб сверху, — настаивает банкир. — Деньги были выданы под нормальную коммерческую ставку».Сумму кредита ни Титов, ни Симоньян не называют, но в балансе «ТВ-Новости» за 2005 г. (опубликован СПАРК) указано, что компания получила кредит на 639,96 млн руб. (по среднегодовому курсу — $22,6 млн).Техническое вещание началось 15 сентября. К этому времени «ТВ-Новости» отремонтировала почти три этажа в здании материнской компании на Зубовском бульваре, укомплектовала штат (344 человека, из них 72 — иностранцы) и купила самую современную технику. 10 декабря стартовало круглосуточное спутниковое вещание.А СМОТРИТ КТО?Вещательная сетка RT построена так, что первая половина каждого часа отводится новостям. Вторая — документальным фильмам о России: комментариям и аналитическим репортажам In Context. Раз в неделю — репортажи о российской провинции, раз в месяц — научные обзоры. Старший продюсер одного из мировых новостных компаний называет RT «каналом одной страны». «Пропаганда ли это? — спрашивает он риторически. — Я об этом не забочусь: американское телевидение направлено на то, чтобы дела шли по-американски, русское — на то, чтобы по-русски».Подбор и подача новостей на RT явно дают фору программам ее говорящих по-русски бюджетных «сестер». RT работает динамичнее. И, как оценила оппозиционная «Новая газета», «не считает зрителей полными идиотами».По словам Симоньян, канал «добился впечатляющих успехов». Вот только подтвердить успехи цифрами она не может. Russia Today присутствует в эфире третий год, «Русия аль-Яум» — с мая прошлого, на подходе испаноязычный канал. Вещание идет через основные спутники и кабельные сети, однако в редакции предпочитают обсуждать лишь потенциальный охват аудитории, число посещений ее сайта и страницы RT на YouTube. Понятно, что благодаря только сигналу таких спутников, как Hot bird 8, Thaicom-5, NSS 806, Optus B3, Intelsat 7, AsiaSat 3S и других, можно записывать в потенциальные зрители все население Земли, исключая Западную Африку, северо-восточную часть России и Антарктиду. Симоньян утверждает, что только на пакеты операторов платного ТВ, в которые включен Russia Today, подписано 40 млн абонентов. А есть еще те, кто принимает сигнал напрямую с одного из 13 спутников или смотрит канал в Интернете.Не называя кабельную компанию в США, Симоньян рассказывает, что во время первых переговоров та запросила с RT по $2 за абонента. «Платить сумму, даже отдаленно напоминающую $20 млн, мы бы не стали и не могли», — говорит главный редактор. Не раскрывает она и условий договора с Time Warner Cable (TWC), вещающей в Нью-Йорке и Нью-Джерси. В отличие от распространяемого бесплатно благотворительного, так называемого общественного телевидения PBS (доступно в эфире для 4,5 млн зрителей и для 2 млн по кабелю в Вашингтоне и Нью-Йорке) TWC получает средства не только с абонентов, но и с некоторых производителей телеконтента. В том числе с RT, программа которого поставляется в пакете цифрового вещания среди других 300 каналов в 1,4 млн домохозяйств. Установка Digital Cable обходится абоненту в $9,95, аренда сет-топ-бокса (терминала) и базовый пакет — соответственно в $7,95 и $52,40 ежемесячно.Однако быть подписанным на пакет из десятков и сотен каналов вовсе не означает хотя бы раз нажать кнопку Russia Today. А выяснить, много ли зрителей удалось завоевать RT, руководство канала пока не решается. Симоньян обещает, что зарубежные исследования обязательно будут, «но не сразу». «Они очень дорого стоят, — сетует она. — Мы их обязательно начнем проводить, но лишь тогда, когда наш бренд станет узнаваемым». Не смогли оценить аудиторию RT и в ведущих исследовательских компаниях мира — TNS Media Intelligence и Eurodata.Бывший главный продюсер «Русия аль-Яум», а теперь специальный корреспондент на Ближнем Востоке американского арабоязычного канала Alhurra Акрам Хузам уверен, что в арабском мире канал «практически никто не смотрит». «Я никого не обвиняю, — говорит он, — но, посмотрев “Русия аль-Яум”, любой профессионал скажет, что на экране видно только $10 млн, хотя говорилось, что из бюджета выделяется $35 млн, а выделили все $50 млн».У Хузама с каналом свои счеты. Девять лет он возглавлял московское бюро Al Jazeera, потом принял приглашение «Русия аль-Яум», а через пять месяцев ушел оттуда из-за «непрофессионализма, отсутствия свободной журналистики и назначения в компанию людей из спецслужб, которые стали вмешиваться в профессиональную деятельность». Симоньян возражает, что Хузам ушел не по идеологическим соображениям, а «из-за разницы наших представлений о возможностях компании удовлетворять финансовые запросы некоторых сотрудников».ЧТО И ТРЕБОВАЛОСЬВообще, председатель думского комитета Валерий Комиссаров, который с самого начала страстно поддерживал RT, считает, что судить сейчас об эффективности каналов — все равно что «заставлять младенца толкать штангу и не давать ему молока, потому что толкнул плохо». «Если благодаря каналу у страны появится 1000 “агентов влияния”, влюбленных в Россию людей, это будет супер», — уверен он.Бизнес в Russia Today верит. Не весь, конечно, зато какой! Рекламу размещают ВТБ, «Роснефть» и «Ренова». Вице-президент ВТБ Василий Титов рассказал, что с октября по декабрь четырежды в день по каналу шли 30-секундные ролики Expanding Horizons, а весь декабрь 15-секундные новогодние сюжеты показывались по 8-10 раз в день. Одновременно та же реклама шла по CNN и CNBC. Бюджет кампании Титов не раскрывает. Представитель «Реновы» Андрей Шторх говорит, что уже больше полугода компания спонсирует несколько рубрик и размещает в них свои заставки. Кампания обходится «примерно в $100 000 в месяц». Шторха не смущает, что RT не проводит исследований аудитории. «Ренова», по его словам, «и так неоднократно получала отклик на свою рекламу от представителей зарубежной целевой аудитории».По большому счету создание позитивного образа России — главное, что нужно от государства предпринимателям, думающим о приобретении активов за рубежом. Прямая поддержка со стороны правительства может даже навредить. «Когда мы покупали Oregon Steel в США, активное участие правительства нам, скорее всего, помешало бы, поскольку контролирующие органы США хотели убедиться, что наша компания работает полностью на рыночных условиях и не пользуется преференциями со стороны государства, — говорит вице-президент “Евраза” Ирина Кибина. — Дорога за рубеж начинается внутри страны. Чем более понятными, прозрачными и унифицированными будут правила работы бизнеса в России, чем лучше за рубежом будут понимать, что у нас действуют те же правила, что и в других развитых государствах, тем легче компаниям будет приобретать предприятия за рубежом».Тогда и имидж страны можно рекламировать. Не случайно, говорят сотрудники кремлевской администрации, концепция улучшения российского имиджа за рубежом, прежде всего за счет информационной составляющей (выставки, презентации, мониторинг интереса к России), презентованная МЭРТ в конце прошлого года, была забракована. Что толку рисовать красивые картинки, если в стране процветают рейдерство и коррупция?Александр Левинский smoney.ru