Skip to content
Increase font size Decrease font size Default font size blue color orange color green color

Разработка сайтов интернет реклама заказать создание бизнес веб сайт контекстная реклама google yandex

Александр Ткаченко: «Прозрачная собственность и работа по правилам – будущее отечественных телеканалов»

Александр Ткаченко: «Прозрачная собственность и работа по правилам – будущее отечественных телеканалов»О «Кино» и «Сити», «Новой студии» и Одесской киностудии, MTV Ukraine и других проектах известного украинского медиа-менеджера. Никогда не тратил время  на придумывание велосипеда: колеса, рама, педали и тормоза – все уже есть. Нужен лишь тюнинг и качество – чем всю жизнь и занимается. Старался учиться на чужих ошибках. И преуспел в этом настолько, что искренне бы удивился очной ставке с собств енными.Всегда делал качественные теле велики – «Післямова», ТСН, Новый канал. Нынче, пока еще, в качестве главного проекта возится в параллельном бизнесе с Одесской киностудией. Но вот-вот всерьез возьмется за новый бизнес на старом велотреке.Хотя… наверняка не перестал мечтать о персональном самолете с рапортом персонального пилота: «Александр Владленович, господин Ткаченко, самолет к полету готов».Но наша беседа о более приземленных вещах. Александр, можно ли уже говорить о вашем официальном назначении на должность главы Наблюдательного совета телеканалов «Сити» и «Кино»? Что будет входить в ваши функциональные обязанности?Наблюдательного совета у каналов «Кино» и «Сити» пока нет. Сейчас в компании Central European Media Enterprises я работаю как консультант.Насколько вы удовлетворены показателями «Сити» по аудитории и рекламе на сегодняшний день?Проект начал работу в декабре прошлого года, когда на всех каналах был всплеск новогодних программ. Рождественские праздники – это период определённого затишья на рынке рекламы. Сегодня канал движется в намеченном направлении, он занимает нишу – 2% от самого крупного в стране столичного рынка. Мы рассчитываем на увеличение этих показателей в течение одного-двух лет до 5-6%. С начала проекта вы консультировали его акционеров. Какие задачи по развитию канала компания СМЕ ставила перед вами, как консультантом?Мы сделали предложение, аналогов которому на рынке СНГ нет. В городе с  4-миллионным населением жители практически не вступают друг с другом в коммуникацию. Есть Интернет, есть газетные проекты, но нет телевизионного продукта, который позволял бы жителям столицы понимать, что действительно происходит за порогом их квартир. И «Сити» – это своеобразная коммуникационная труба, которая позволит горожанам лучше понять друг друга, понять, что именно, как и почему ежедневно происходит в городе. С нашим проектом согласились акционеры канала и команда, которая там работает. Сообща мы начали его развивать. У всех, кто работает над «Сити», одна задача – сделать яркий, интересный продукт. Такой, которого на постсоветском пространстве еще никто не делал. Хотя на Западе такие каналы становятся все более актуальными.Концепцию канала «Сити» разрабатывал еще Влад Ряшин. Вам что-то досталось в наследство от его разработок?Нет. Хотя отголоски до меня доходили. То есть, разработки Ряшина были отвергнуты акционерами?Я не думаю, что вопрос так стоял вообще. Когда на канале «Сити» объем собственного продукта будет превалировать над покупным?Он уже превалирует, если сравнивать, скажем, со многими общенациональными каналами. Другой вопрос, когда этот продукт будет приносить долю на киевском рынке в 10-15%. Но уже сейчас можно сказать, что такие продукты собственного производства, сделанные по западному формату, – как «Таксі», «Путівник», – собирают большую долю, чем средняя по каналу. Вам не кажется, что пока на канале не найдена достойная ниша для такой яркой ведущей новостей, как Иванна Найда? Новости в программной сетке выглядят несколько маргинально. Будут ли происходить какие-то изменения? Увеличится количество выпусков, штат сотрудников, техническое обеспечение? Возможно, будет меняться концепция новостей на канале?Городские новости – как реальное, оперативное отражение жизни города, его проблем и радостей – это новый жанр для нашего телевидения. Попытки «муниципальных новостей», которые мы видели раньше, – это, в основном, традиционная постсоветская журналистика с рассказами о достижениях городских властей и материалами, часто сделанными «по заказу». Я не говорю о конкретном канале, я говорю о тенденции. На «Сити», фактически, начинают отрабатывать новый формат – мы в начале пути. Эти новости должны стать самыми популярными в городе и конкурировать по популярности в Киеве с новостями национальных каналов. Пока что есть два основных выпуска в день. Сейчас идет активная работа над усилением новостей, чтобы они стали для столицы явлением. А роль ведущих, степень их вовлеченности в этот проект – очень важна. Иванна Найда – одна из лучших отечественных телеведущих. Недавно на канал пришла Наталка Якимович. Так что – начало уже положено. И в целом канал «Сити» – это в первую очередь инфотеймент. Поэтому журналистам будет где развернуться.Как известно, каналы «Сити» и «Кино» имеют планы развития в регионах. По какой конкретной схеме это будет делаться?Канал «Кино» уже активно включился в эту работу. Для «Сити» это больше вопрос завтрашнего, чем сегодняшнего дня. О конкретных результатах, думаю, вы вскоре услышите. Вы были консультантом компании Horizon Capital, предпринимающей очередную для Украины попытку запуска канала MTV. В чем заключались ваши консультации?Правильнее назвать меня другом MTV, чем консультантом. Я какое-то время действительно им помогал. Но это был короткий период, связанный с подготовкой к запуску. В силу того, что я знаю людей, которые занимаются этим проектом, мы помогли им лучше понять рынок, на который они выходят. На этом наше взаимодействие завершилось. Я никогда не рассматривал возможность руководства MTV-Украина. Но я абсолютно уверен в успешном будущем этого канала. И считаю, что для такой страны, как Украина, – последней европейской страны, куда приходит этот крупнейший мировой бренд – появление MTV очень важно. Многие вещи, которые повлечет за собой MTV, должны положительно повлиять на шоу-бизнес и на телеиндустрию в целом. Вам не кажется, что программный продукт американской или европейской версии MTV слишком далек от украинского зрителя?Во-первых, у национального MTV должно быть много своего продукта. Во-вторых, в Украине появилось поколение людей, которые живут в несколько ином мире, чем их родители. Это мир Интернета, мобильных телефонов и музыки. Это мир развлечений, который доступен молодым космополитичным людям, которые все понимают без перевода с английского языка. Вы давали консультации по формированию программного продукта MTV?Нет, мы не участвовали в формировании программной политики канала. Сейчас идет подготовка к запуску и там подбирается команда людей, которые будут полностью ответственны за все, что будет происходить в эфире. Вы работаете с различными людьми над различными проектами. У них могут быть общие производственные интересы?Сегодня я работаю над разными проектами: Одесская киностудия, сеть кинотеатров («Линия кино». – «ТК»), кинодистрибуция, продакшн-компания «Новая студия» и другие. Но далеко не все они пересекаются по «производственным интересам». Что касается телевидения, то оно вообще занимает особое место в моей жизни.Во всем мире успех любого канала зависит от контента. Того, кем он производится, как он производится, какова его цена. Потому логично, что последнее время все уделяют внимание контенту.На сегодняшний день на нашей территории эта площадка еще не разработана. Хотя Украина обладает уникальными данными, чтобы именно здесь развивалось всевозможное телевизионное и кинопроизводство. Мы находимся на пересечении интересов европейского и российского рынков. Очень правильно было бы использовать опыт и рынок Европы, чтобы здесь производить продукт для европейцев, – то, что сейчас мы массово делаем для россиян. Но в области кинопроизводства мы застряли между Советским Союзом и западной современностью. Хотя, в принципе, возможности для прорыва есть. То, что сейчас происходит на Одесской киностудии, говорит о том, что мировая индустрия готова снимать интересные проекты здесь. И есть возможность пользоваться опытом существующей у нас киношной традиции. Но многому придется еще научиться. То есть, ваши усилия на Одесской киностудии в ближайшее время будут направлены на выход на европейский рынок?Мы планируем выступить сопродюсерами в нескольких проектах с известными европейскими и американскими производителями. Это помимо тех кино- и телефильмов, которые производятся и будут производиться совместно с украинскими и российскими компаниями. У вас Одесская киностудия, канал «Сити», который, в свою очередь, входит в группу «1+1». Получается потенциальная производственная линейка.Это совершенно разные вещи. Хотя кино и теле производство – это связанные, по природе своей, явления. Но на Одесской киностудии происходят одни процессы, а на канале «Сити» другие. Но в будущем может идти речь о том, что Одесская киностудия станет основной производственной площадкой кино- и сериального производства для группы компаний «1+1»?В мировой кино- и телеиндутрии такие примеры есть. Но в нашем конкретном случае речь об этом не шла. Это разные проекты. У вас на киностудии успешно идут поиски иностранных партнеров для производства?Когда ты начинаешь объяснять, каким-то западным партнерам, что такое Одесская киностудия, надо начать с объяснения, что такое Украина и где она находится. Приходиться пояснять все греографиечские преимущества, экономические и так далее. Это может вам показаться смешным, но иначе не получается. Потом ты рассказываешь про студию. Потом ты рассказываешь, какое у тебя есть оборудование. А после этого – очень важный вопрос – ты рассказываешь, какие у тебя есть люди и что они могут делать.А какие у вас там люди?Сейчас многие сотрудники проходят стажировку, поскольку мы закупили новое съемочное оборудование. Кадры решают все и кадры необходимо постоянно обучать.Сейчас у вас сколько человек работает?Сейчас 200. Но для того, чтобы соответствовать современным требованиям, нужно привлекать молодых людей, и мы в этом году более активно этим займемся. Мы приглашаем и будем приглашать западных специалистов, которые нам предоставляют консультации.А где вы будете брать молодых специалистов?В Одессе, прежде всего. Уже появились новые люди, они работают, и они – одесситы. Одесса – большой город с богатыми киношными традициями. Вы снимаете рекламу на Одесской киностудии?Киностудия – это кинофабрика, предоставляющая услуги кино- и телепроизводителям. Поэтому мы обсуждаем сейчас и варианты съемок рекламных роликов. Это иной тип производства, отличный от производством кинофильмов. Но мы будем работать и в этом сегменте рынка, как, например, мы активно и достаточно успешно работаем на рынке кинотеатров и дистрибуции.Вы заявляли о том, что в студию уже было вложено $6 млн. Сколько еще предполагается сделать инвестиций – для выхода на уровень самоокупаемости?Согласно утвержденному плану развития студии, на текущую самоокупаемость мы должны выйти в этом году, на прибыльность – в следующем. Инвестиции, безусловно, еще нужны. Над вариантами и форме их привлечения мы сейчас активно работаем. Но я бы хотел еще раз подчеркнуть: работа студии как производственной площадки и продакшн – это принципиально разные по экономической природе вещи. Поэтому, одно дело – если мы говорим об эффективности работы студии в целом, и совершенно другое – если об эффективности конкретных проектов. Кроме того, на студии мы нарабатываем уникальный опыт сотрудничества государства и частного капитала в киноиндустрии. Это распространенная европейская практика, мы же – только учимся слышать друг друга. И в этом плане очень важно учиться на опыте европейских коллег. Например, как создавать условия для привлечения серьезных инвестиций в киноотрасль – так, как это получилось венгров. Благодаря принятому закону о налоговых льготах, в Венгрии сейчас снимается более 250 фильмов ежегодно, заканчивается строительство крупнейшей в Центральной и Восточной Европе студии «Корда». Секрет успеха – в объединении усилий индустрии, которая смогла доказать власти эффективность такой схемы работы. Венгерский закон решил сразу три задачи: дал четкое определение источников поддержки кинопроизводства со стороны государства и определил, на какие фильмы в первую очередь должны идти эти средства. Сразу подчеркну: речь идет о национальных фильмах. Этот закон открыл возможности для сопродакшна с европейскими частными производителями. Благодаря местным налоговым льготам открылась дорога для ведущих зарубежных производителей, которым снимать в Венгрии теперь выгоднее, чем в любой из европейских стран. Это также увеличило доходы венгерского государства от сопутствующего киноиндустрии бизнеса – туризма.О каких проектах Одесской киностудии, находящихся в разработке, вы можете говорить? В работе уже находится совместный российско-украинский проект – фильм «Саперы», режиссеры Борис Щербаков и Виктор Кустов. По жанру это военная драма. Уже в запуске находится большой телесериал, на подходе еще несколько кино- и телепроектов. Презентацию проектов Одесской киностудии мы собираемся сделать в конце марта – начале апреля.    На рынке сейчас наблюдается тенденция образования медиахолдингов. Как вы считаете, чего здесь больше – здорового экономического расчета или политики?Я читал труды некоторых теоретиков о развитии медиагрупп и о том, что только у больших медиагрупп есть будущее. С одной стороны, это так, с другой – не совсем.Медиагруппы хороши тогда, когда есть четкая стратегия их развития. Это не означает, что завтра останутся жить только медиагруппы. Всегда будут компании, способные сделать уникальное предложение рынку. Они всегда найдут свою нишу.Но с развитием разного рода носителей программного продукта, с диверсификацией интересов зрителя каналы вынуждены искать различные методы для сохранения своих позиций.Если вы сравните сегодняшние и пятилетней давности доли на рынке крупных каналов, то увидите, насколько существенно они уменьшились. Интерес зрителя переходит к другим носителям программного продукта: это Интернет, DVD, кабельные, нишевые каналы. Поэтому успешные каналы, которые уже нарастили мускулы, должны бороться за сохранение своей аудитории, за то, чтобы не потерять свою долю на рынке. И поэтому один канал превращается в несколько разных каналов. Это ответ на ожидания рынка – нужно иметь предложение для разных сегментов аудитории, которые постоянно ищут «свой» канал, а рекламодатель всегда предпочтёт качественную аудиторию. Всем каналам важно удержать свое место на рынке – будь то группа приблизительно равных по доле каналов или группа, где есть один канал-лидер и несколько нишевых каналов.Всегда очень важно учитывать экономику, потому что мировая практика знает множество примеров неоправданного разрастания медиагрупп – и их последующего коллапса из-за неумения справиться с управлением разными активами. Насколько появление групп каналов может быть привлекательно для зрителей?Это как раз отвечает ожиданиям телезрителей. Зритель всегда ищет «свой» канал, «свою» передачу. Следовательно, каналы должны двигаться навстречу зрителю. Что вы думаете о Мегаканале, который сейчас создает Гостелерадио на базе областных ТРК?Название пугающее. А идея достаточно давняя и сама по себе правильная. Потому что ОГТРК – своеобразный пережиток советского времени, которые финансируются из бюджета, а на самом деле обслуживают местные областные власти. Поэтому попытка создания канала, аналоги которого есть в таких странах, как Франция и Германия, и который предоставляет время областям и показывает лучшие областные программы – это здравая идея. Другое дело, что в рамках общественного телевидения этот проект мне был бы понятен по природе организации и по финансированию, и модно было бы прогнозировать, что из этого получится. Поскольку здесь природа образования другая, остается надеяться, что все получится.А вы на проекте общественного телевидения уже поставили для себя крест? Ну нельзя же все время стоять и упираться головой в стену. Общественное – телевидение – необходимо. И я на нем крест не поставил. Но лучше об этом спросить у тех людей, которые, видимо, поставили крест.Но вы сами какую-то инициативу в этом смысле сейчас не проявляете?Я готов откликнуться на любое предложение, связанное с общественным телевидением. Помочь опытом, советом, знаниями. Но на сегодняшний день я не вижу серьезной и целенаправленной работы в этом направлении. Некоторые эксперты создание Мегаканала приводят в качестве примера того, что сейчас начался активная процесс собирания медиа под новые политические проекты.Мегаканал – это логичный и правильный процесс превращения ОГТРК в какую-то единую структуру. Здесь, я думаю, меньше всего усматривается какая-то политическая составляющая. Тем более, что за последние два года страна свыклась с необходимостью иметь свободные СМИ. Пока не заметны явные тенденции к тому, что средства массовой информации будут вновь ломать через колено, используя в каких-то политических целях. В одном из интервью вы говорили, что вскоре украинские производители смогут делать сериалы для украинского, а не российского зрителя. Когда, по-вашему, это время настанет?А это время уже настало, уже появились ситкомы, созданные полностью на украинском материале и на украинском языке. Есть много проектов, которые сейчас обсуждаются. Хотя и происходит это не так быстро, как бы хотелось. Наш рынок достаточно велик, он сопоставим с рынками многих европейских стран, где давно и успешно производят свой продукт, рассчитанный только на свою территорию. Поэтому украинский рынок экономически уже готов к тому, чтобы такой продукт появлялся и приносил прибыль. Продукты, которые произведены вместе с россиянами, носят интернациональный характер. А зритель всегда очень хорошо реагирует на локальную продукцию. Скажем, «Танцы со звездами» – отличный качественный продукт, который вызвал такую реакцию во многом благодаря участию наших, отечественных звезд. Это должно стать тенденцией ближайших лет. Я знаю, что каналы уже интересуются подобными возможностями. Но сделать это будет непросто – влияние гораздо более крупного российского рынка все равно будет иметь определяющее значение.  Но «Танцы со звездами» – это лицензированная программа, ее сложно назвать национальным продуктом. Я больше чем уверен, если бы у нас показывали российскую версию этой программы, она имела бы меньший успех. Зрители могли видеть всех своих и ощущать неповторимый местный колорит – это и позволило программе стать такой популярной. Успех лицензированных проектов зависит прежде всего от качества их адаптации.Есть ли сейчас какие-то конкретные форматы, интересующие вас для лицензирования на украинский эфир?Те сериалы, которые есть в проекте у наших продакшн-компаний, на 90% написаны украинскими авторами. Мы будем производить их либо с россиянами, либо самостоятельно. Только два проекта, которые мы нашли в Европе, сейчас рассматриваются как возможные для адаптации. Сериалы производятся для конкретных заказчиков? Кто они? Стремитесь ли вы к установлению моносвязей с каким-то мощным вещателем – украинским или российским – в качестве его продакшна?Одесская киностудия создает и будет создавать свои и совместные проекты как для конкретных заказчиков, так и для рынка. При этом у нас уже устанавливаются, скажем так, свои привязанности, но они не ограничиваются одним каналом.  Насколько нам известно, очень хорошо на российском РТР был принят мини-сериал Анны Гресь «Доярка из Хацапетовки» производства «Новой студии». Каковы дальнейшие планы по сотрудничеству с российскими каналами?Для канала «Россия» в этом году наша производственная компания «Новая студия» сделала два фильма, режиссером одного из них была Анна Гресь. Мы довольны работой с ней и рассматриваем новые проекты с ее активным участием. А планы есть, но о них попозже.Как вы оцениваете потенциал украинских продакшнов – Ряшина, Опалева, Приходько, Андриенко, Фильм.UA и других – по осваиванию ими ниши в фильмо- и сериальном производстве в странах СНГ и Европы? На какую долю этого рынка могут рассчитывать украинские производители? Насколько жесткая конкуренция между украинскими и российскими продакшнами или, возможно, восточноевропейскими? Какая конкуренция в самой Украине?Во многом благодаря развитию отечественного телерынка и сотрудничеству с россиянами в Украине создается по сути новая кино- и телебаза. Появляются новые продюсерские центры, студии, профессионалы – индустрия становится все более готовой к вызовам времени. И все перечисленные вами продюсеры уже имеют за плечами немало побед. Но важно не замыкаться в пространстве одной или двух стран, даже с таким немаленьким совокупным рынком. Я пока что не очень часто слышу о совместных проектах с европейцами или американцами, об успехах наших производителей за пределами СНГ. Если мы сможем выйти на мировой рынок, пусть в начале с небольшим по количеству, но качественным продуктом, – откроются совершенно другие возможности. Но надо быть готовым, что и требования там жестче и выше. Каковы перспективы рынка рекламы на этот год – будет ли ожидаемый многими рост на 50%? Насколько его может «подкосить» запрет на рекламу алкоголя?Рост будет. Возможно, не такой, как все рассчитывали. И негативную роль здесь может сыграть совсем не возможный запрет алкоголя или определенная экономическая нестабильность в стране. Важно, чтобы на рекламном рынке сохранялась конкуренция между продавцами рекламы, чтобы не была создана монополия одного сейлз-хауза. Потому что именно рекламные войны хуже всего сказываются на возможностях роста рынка. Как вы прогнозируете исход конкуренции в 2007-ом между «Плюсами» и «Интером»? Насколько существенно может повлиять на показатели лидеров эфира создание на их базе синергированных групп?В конкуренции победит сильнейший, и это будет зависеть исключительно от качества работы команд этих каналов. Создание нишевых каналов не будет иметь существенного влияния на успех лидеров рынка. Дайте свой прогноз для телерынка Украины на ближайшие несколько лет.Увеличение внимания к продукту собственного производства будет только расти. И здесь неважно – создан ли этот продукт на базе импортного формата, или усилиями только местных профессионалов, – важно его качество. Тенденция к интеграции с мировым рынком также будет продолжаться – и произойдет ли это в виде выхода на IPO, или через приход на украинский рынок новых зарубежных стратегических инвесторов – это не так важно для зрителей или индустрии в целом. Это, в большей степени, – решение самих владельцев медиаактивов, их стратегия. В любом случае, прозрачная структура собственности и работа по правилам будет становиться неотъемлемой частью работы всех, имеющих отношение к тому, что порой называется magic business.