Skip to content
Increase font size Decrease font size Default font size blue color orange color green color

Разработка сайтов интернет реклама заказать создание бизнес веб сайт контекстная реклама google yandex

38-й МКФ «Молодость»: обзор программ документальных фильмов

38-й МКФ «Молодость»: обзор программ документальных фильмовФильмы об однополой любви и жизни в доме престарелых, о пражской весне-68, голодоморе в Украине, послевоенной Абхазии, о Светлане Аллилуевой и выдающихся кинооператоре Георгии Рерберге и режиссере Орсоне Уэллсе – в конкурсных и неконкурсных показах. 18 октября начинается 38-й киевский международный кинофестиваль «Молодость». Как обычно, на нем будет представлено не только большое количество игровых фильмов, но и достаточно много докум енталистики. Это и специальные программы («Пражская весна», «Кино против тоталитаризма», «Смысл жизни – смысл искусства»). И особенные события («Ее зовут Сабина» Сандрин Боннэр, «Причастие» Ады Квирая, «Чрезвычайный Черномырдин» Елены Фетисовой и др.). Документалистика будет и неотъемлемой частью конкурсных программ фестиваля. Накануне старта фестиваля «» обратилась к директору программ МКФ «Молодость» Миле Новиковой с просьбой прокомментировать документальные проекты и фильмы, которые зрители смогут увидеть в этом году.  «Сегодня, когда так стремительно меняется окружающая нас действительность, наиболее оперативно на это может реагировать именно документалистика, – говорит Мила Новикова. – Эта способность заложена в самой природе документалистики в отличие от игрового кино, нуждающегося в каком-то времени для осмысления жизни своими методами. Очевидная ценность документального кино еще и в том, что это правдивый видеоархив событий прошлого. Достаточно посмотреть кинодокументы предыдущих лет, чтобы восстановить в памяти то, что уже начало забываться. Кроме того, просматривая документальные картины, можно наблюдать, как меняются взгляды на те или иные события. Поэтому присутствие документалистики на нашем фестивале растет». Как рассказала директор программ МКФ «Молодость», документальные фильмы в этом году есть и в конкурсной программе – в студенческой и в короткометражной, но они не вычленены особым образом, участвуют в конкурсе на равных с игровыми. «По регламенту у нас заложено, что они могут только там участвовать, наша конкурсная полнометражная программа предусмотрена только для игровых фильмов. Хотя, может быть, это правило мы будем менять. Скажем, такие крупные международные фестивали, как Берлинский или Каннский, тоже отходят от этого правила в последние годы, показывая по 2-3 неигровых фильма в конкурсной программе полнометражного кино. Скажем, на последнем Каннском фестивале показывали новый фильм Майкла Мура. Просто у них более объемные конкурсные полнометражные программы (до 29 фильмов), а наша конкурсная программа меньше (в этом году – 13 фильмов). Поэтому мы пока не решились пустить документалистику в полный метр. Но думаю, что это дело ближайшего будущего».       Итак, в рамках внеконкурсной программы «Солнечный зайчик» будут показаны такие документальные фильмы: «Восток/Запад – Секс и политика» (Германия, 2008) - режиссер Йохен Гик рассказывает о неудачных попытках организовать гей-парады в Москве и показывает, как живется людям нетрадиционной сексуальной ориентации в современной России; «Чужое тело» (Россия, 2007) режиссера Максима Зырина рассказывает жизненные истории российских граждан, решившихся сделать операции по смене пола;«Гитара» (США, 2008) режиссера Эмми Редфорд посвящена женщине, которая, узнав о своем смертельном диагнозе и оказавшись брошенной своим партнером, последние два месяца жизни проводит за тем занятием, о котором мечтала всегда - учится играть на электрогитаре. В рамках внеконкурсной программы «Смысл жизни – смысл искусства» будут показаны документальные фильмы «Иисус Христос Спаситель» (Германия, 2007), «Доброе утро» (Хорватия, 2007), «Рерберг и Тарковский. Обратная сторона «Сталкера» (Россия, 2008) и «В поисках Орсона» (Хорватия, 2006). Режиссер картины «Доброе утро» Анте Бабайя – житель дома престарелых, о котором он и снял свой фильм, фиксируя на цифровую камеру трогательную повседневность своего «дома». Пробуждение от стука медсестры в дверь, ее приветствие «Доброе утро!», завтрак, посещение врача, послеобеденный отдых – все это мы наблюдаем сквозь призму мыслей самого автора: кадры из его личной и профессиональной жизни чередуются с зарисовками из жизни дома престарелых. Мила Новикова: «Документальная лента режиссера «белградской школы» Анте Бабайя – это очень хорошая теплая картина, главного героя которого мы хотели пригласить на фестиваль, но, к сожалению, он уже в достаточно преклонном возрасте и неважно себя чувствовал. Эту картину мы заметили в Амстердаме, где происходит крупнейший фестиваль документального кино, на котором можно отбирать лучшие документальные ленты со всего мира». «Рерберг и Тарковский. Обратная сторона «Сталкера» - часть документального киноромана «Рерберг» режиссера Игоря Майбороды, посвященного творческому пути и драматичной судьбе Георгия Рерберга – одного из выдающихся российских кинооператоров, снявшего легендарные фильмы «Первый учитель», «История Аси Клячиной» и «Дворянское гнездо» с режиссером Андреем Михалковым-Кончаловским, а также «Зеркало» с Андреем Тарковским.     Мила Новикова: «Как поклоннице Тарковского мне этот фильм интересен, потому что он открывает новые страницы в творчестве режиссера и дает достаточно много информации, как он работал на съемочной площадке. Тема его взаимоотношений с соавтором-оператором Георгием Рербергом – это одна из самых интересных тем, которую вообще можно исследовать. Не думаю, что «Рерберг и Тарковский» надо рассматривать как единственно возможный ответ на вопрос, почему два этих великих мастера расстались, но данный кинодокумент – очень осмысленная попытка ответить на этот сложный вопрос». Документальный фильм «В поисках Орсона» режиссеров Доминика и Якова Седларов - история о неизвестных и незавершенных фильмах одного из наиболее значимых режиссеров в истории кино Орсона Уэллса. Кроме того, Оя Кодар, бывшая любовью всей его жизни, впервые рассказывает историю их любви перед камерой. Мила Новикова: «Один из двух режиссеров этой картины, Яков Седлар, сам предложил нам свой фильм. Кроме того, Яков сейчас находится в процессе съемок фильма, в котором принимает участие Арман Ассанте. Именно Яков и помог нам пригласить в Киев известного актера, который в этом году возглавляет международное жюри фестиваля. Что касается самого проекта, то пока они отказываются его анонсировать, но, думаю, что в следующем году мы его обязательно покажем на фестивале». В качестве одного из особенных событий на фестивале будет показана документальная картина Сандрин Боннэр «Ее зовут Сабина». В этом фильме известная французская актриса впервые выступает в качестве режиссера и одного из операторов ленты и делится сокровенными обстоятельствами жизни своей семьи. Мила Новикова: «Для меня это очень тяжелая драматичная картина. На протяжении 25 лет актриса Сандир Боннэр снимала на домашнюю видеокамеру свою младшую сестру Сабину, страдающую психическим расстройством. Благодаря тому, как сделан этот фильм, мы можем наблюдать погружение человека в свою болезнь, и это испытание не только для самих сестер, но и для каждого, кто это кино увидит. Сандрин Боннэр сняла настолько откровенно (может, даже слишком откровенно) историю своей сестры, что смотреть это тяжело. Но вместе с тем, думаю, что в ней есть очень много настоящей человечности, так что это важный фильм в нашей программе, поскольку он показывает, как следует общаться с людьми, которые из-за своих недугов становятся аутсайдерами». Внеконкурсная программа «Кинодокументы про голодомор» - это тринадцать фильмов украинских режиссеров, построенных на свидетельствах очевидцев тех драматичных событий. Мила Новикова: «Многие из фильмов, представленных в этой программе, произведены Украинской студией хроникально-документальных фильмов, которая имеет небольшую, но все-таки бюджетную поддержку, без которой снимать подобные абсолютно не коммерческие темы мало кто может себе позволить. Снимать такое кино – это скорее культурологическая и социально-политическая акция. Это одна из тем, которая сейчас постоянно затрагивается в прессе и вообще волнует людей. Многие очевидцы только сейчас смогли поделиться своими воспоминаниями. Не думаю, что это та тема, о которой нужно постоянно говорить, но именно сейчас тот период, когда это действительно актуально. Мы посвящаем этому целую программу: есть фильмы, снятые еще в конце 80-начале 90-х, возможно, это были одни из первых высказываний на эту тему. А есть и совсем свежие ленты этого года, и будет интересно сопоставить, как об этом говорили тогда и теперь. О трагичной истории голодомора говорят в основном представители зрелого поколения режиссеров, это уже люди в солидном возрасте, и естественно, что художественный язык, который они используют, часто не близок молодым. Это неизбежное обстоятельство. Надеюсь, что у молодых будет интерес и желание понять то, о чем они знают недостаточно, независимо от того, как это изложено, тем более, что в фильмах содержатся бесценные свидетельства очевидцев тех событий. Поэтому молодые, которые в силу своего возраста воспринимают то, что происходило в 1930-ые, приблизительно так же, как перипетии античной истории, должны внимать и изучать все это из уст очевидцев просто потому, что пока молодые созреют до того, чтобы самостоятельно браться за эту тему, уже не с кем будет говорить». В рамках внеконкурсной программы «Кино против тоталитаризма» будут показаны шесть фильмов из разных стран, в которых осмыслены события, демонстрирующие присутствие тоталитаризма на постсоветском пространстве. Близкой по идее этой программе является уникальная подборка кинодокументов «Пражская весна», которую покажут на нынешней «Молодости» в связи с чехословацкими событиями 1968 года. Мила Новикова: «Среди фильмов, включенных в программу «Кино против тоталитаризма», я бы отметила фильм этого года «Светлана про Светлану» режиссера Ланы Паршиной. Я не скажу, что это большой шедевр, но этот режиссерский дебют Ланы стоит увидеть хотя бы потому, что главная героиня фильма Светлана Аллилуева избегает общения с журналистами. Режиссеру удалось убедить ее встретиться, дать эксклюзивное интервью, и в фильме, кстати, мы видим, как это происходило, потому что картина «Светлана про Светлану» начинается именно с того, как велись переговоры. Настоящим открытием и потрясением лично для меня стала программа «Пражская весна», которую мы сейчас объединили с программой «Кино против тоталитаризма». Эта программа для меня наиболее живая и яркая, потому что это тот документ, который снят изнутри одной из самых драматических историй 20 века – вторжения советских войск в Прагу в 1968 году. Если вы это увидите, вы будете поражены смелостью тех людей, которые решились снимать в тех обстоятельствах. Это снималось под угрозой собственной жизни, из-за пазухи, откуда-то из рукава… Впервые я посмотрела часть этой программы зимой в Триесте на фестивале и позже, уже в более полном объеме – на фестивале архивного кино в Белых Столбах. Там ее представлял директор Чешского киноархива Владимир Опела, который сам является непосредственным участником тех событий. На «Молодости» в этом году будет представитель Чешского киноархива, с которым можно будет подробней поговорить о том, кто и как снимал эти фильмы и какой ценой они сохранились до наших дней».  Еще одно особенное событие нынешней «Молодости» - документальная лента «Причастие» (Грузия, 2008) режиссера Ады Квирая, снятый в послевоенной Абхазии и рассказывающий невыдуманную историю молодого человека, попадающего в среду выпускников и студентов Ново-Афонского духовного училища, и девушки-хористки. Мила Новикова: «Эта картина появилась в нашей программе благодаря самой Аде, которая в 90-е годы была одной из самых многообещающих дебютанток украинского кино. Несмотря на то, что Ада – абхазка, живущая в Грузии, она получала образование в Киеве и здесь же делала свои первые шаги в режиссуре. Она принадлежит к тому поколению молодых кинематографистов 90-х, которые замечательно заявили о себе, но потом в силу неблагополучной социально-экономической обстановки в стране были вынуждены оставить кино, чтобы выживать. Ада долгое время работала в коммерческой структуре, но затем приняла решение вернуться в режиссуру и выбрала для себя документальное кино как наиболее актуальное. Это уникальный кинодокумент прежде всего потому, что он снят в мужском монастыре на Новом Афоне. Сама как женщина Ада не могла туда проникнуть, поэтому ей необходимо было очень точно проинструктировать свою съемочную группу». Детальную информацию о датах и времени показов документальных фильмов смотрите на сайте МКФ «Молодость» в рубрике